1984 г.
фото из
домашнего
архива
Георгий
Чистяков

"Уйди от меня, потому что я человек грешный"

(Ранняя Литургия, Лк 5: 1–11)

 

Когда, братья и сестры, как говорится в сегодняшнем евангельском чтении, Петр, будущий апостол, понял, что перед ним не просто учитель, но человек, которому дана от Бога какая-то совершенно особая сила, а это Петр как простой человек понял после чудесного улова рыб, когда после ночи, во время которой они ничего не поймали, они вдруг неожиданно вытащили столько рыбы, что сети начали разрываться, – вот когда Петр понял, что перед ним какой-то особенный человек, с особенным даром, удивительным и возможно уникальным от Бога, что он сказал прежде всего? – "Уйди от меня, потому что я человек грешный".

И вот, на самом деле, это такая первая здоровая реакция человека на святыню: я не достоин, уйди от меня. Если у нас нет этой первой реакции, это очень страшно. Но за ней наступает какой-то удивительный переворот, когда уже Сам Бог говорит нам: нет, не уходи!

И вот очень важно, наверное, чтобы мы пережили то и другое: и желание уйти, желание убежать, желание быть дальше от святыни. Я помню, на меня в ранней юности произвело очень большое впечатление, как однажды в одном сельском храме священник сказал молодому человеку, сыну тамошнего алтарника: иди сюда, в алтарь. А тот сказал: нет, не могу, грешен. Простой деревенский парень, который там работал где-то на тракторе. И вот он почувствовал, что он грешен, он не может войти сюда.

Слава Богу, когда в нас есть это ощущение святого Петра. Но также важно, чтобы мы умели слышать голос Божий, когда Он, несмотря ни на что, зовет нас к Себе, как это происходит во время Божественной Литургии. Как один святой говорил: ты не достоин Причастия, да, не достоин, но это тебе необходимо. Вот очень важно, наверное, знать и этот принцип – "Господи, я не достоин, да внидеши под кров мой", как говорит этот чиновник, этот царедворец в Евангелии от Матфея: "Господи, я не достоин".

Но входит в нашу жизнь Христос и вносит с Собой пребывание Божие. И это что-то огромное. Это удивительный дар. Но этот дар будет впустую, если мы не будем чувствовать того, что мы до этого дара не доросли, что мы, как Петр, можем только сказать: отойди от нас, потому что я грешный человек.

Давайте поразмышляем и подумаем над этим и поймем, как велика любовь Божия и как она проливается на каждого из нас своим особым образом. Не бывает так, чтобы на двух человек одинаково пролилась любовь Божия. Бог никогда не повторяется, Бог никогда не тиражирует Свою любовь и каждого любит по-своему. И каждый, в конце концов, понимает, что он любимый ученик. Но это не значит, что остальные здесь ни при чем.