1984 г.
фото из
домашнего
архива
Георгий
Чистяков

В духе и истине нужно поклоняться Богу

Литургия

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Братья и сестры! Сегодняшний воскресный день называется неделей о самарянине, то есть воскресеньем о самарянке, потому что в этот день мы читаем Евангелие, в котором сказано: уставши от дороги, Иисус сел отдохнуть у колодца. Это было в Самарии. И поэтому почерпнуть воды у этого колодца пришла самарянка, которая поняла сразу, по началу разговора, что Иисус – это Пророк, Который обещает воду живую, то есть жизнь вечную. И самое главное – что «Иисус больше, чем отец наш Иаков, который дал нам колодец», сказала она. И услышала от Иисуса на свой вопрос, когда она сказала: – Мы поклоняемся на этой горе, а вы поклоняетесь в Иерусалиме. Где нужно поклоняться Богу? – и услышала самарянка ответ Иисуса: Богу нужно поклоняться не где, а как – в духе и истине.

Вот это, может быть, самое главное в сегодняшнем Евангелии: в духе и истине нужно поклоняться Богу. И мы, братья и сестры, давайте стараться, чтобы наше с вами поклонение по заповеди: Господу своему поклоняйся и Ему Единому послужи – чтобы это тоже было поклонение в духе и истине. Потому что, – говорит Христос, – таких поклоняющихся ищет Себе Бог: в духе и истине… это значит – не где, а как, это значит – от всего сердца.

Иногда мы жалуемся на то, что нам не хватает времени для молитвы. Действительно, жизнь такая, что обязанностей подчас бывает очень много, сил не хватает и на молитву, кажется, не хватает времени, на долгую молитву, чтобы час или полтора помолиться. Но даже если у нас есть пять минут, то за эти пять минут можно сказать всё сердцем. И вот очень важно, чтобы это поклонение не было формальным, не было механическим, чтобы оно было в духе, чтобы мы от всего сердца, пусть только «Отче наш» и «Богородице Дево, радуйся!» три раза; пусть только так кратко, но от всего сердца, чтобы во время молитвы сердце наше горело, как горело оно у учеников, когда с ними по дороге в Эммаус шёл неузнанный Иисус.

Сейчас, в эти пасхальные дни, давайте учиться молитве, потому что молитва укрепляет и преображает нас. Молитва – это встреча с Богом, это тот момент, когда нам Господь протягивает руку и вырывает нас из всех наших грехов, и поднимает нас в Царство Небесное.

Я уже как-то говорил, но скажу ещё раз, потому что никогда не забуду, как однажды на исповеди один священник не спросил у меня ни про какие грехи и даже, пожалуй, не дал мне говорить, у него было мало времени, а он спросил одно: любишь ли ты молиться? Молиться любишь? – сказал он. И вот очень важно – любить молиться, это необходимо в нашей жизни, потому что не каждый день мы добираемся до храма иногда только в воскресенье, но с нами всегда наше сердце. Это тот орган, который отвечает за молитву, который ведает молитвой. Сердце, конечно, не в биологическом, а в духовном смысле этого слова.

Поэтому, братья и сестры, давайте молиться, давайте учиться молитве, потому что такая частая и пламенная молитва, чистая и от всего сердца приносимая Богу молитва, – это и есть поклонение Богу в духе и истине. У каждого, конечно, есть своё молитвенное правило, свои молитвенные традиции. Кто-то читает утреннее и вечернее правило; кто-то молится по чёткам, используя Иисусову молитву; кто-то совершает Богородичное правило; кто-то соединяет, что, наверное, лучше всего, и то, и другое, и третье. Ну а есть, конечно, такие люди, которые достигли умения безмолвно молиться. У каждого своё правило. Но очень важно, чтобы не обязанностью для нас была молитва, но самыми радостными моментами в жизни, самыми прекрасными моментами в жизни, моментами встречи со Христом, как говорит митрополит Антоний Сурожский. Сейчас опять вновь издана книга владыки Антония – «Школа молитвы». И поэтому, если кто её не читал, если у кого её нет, то обязательно возьмите в книжной лавке эту книгу, потому что это, действительно, настоящая энциклопедия молитвы. И, как всегда, книга составлена таким образом, что её можно читать с любого места, с любой страницы. Можно читать от начала до конца, можно читать, раскрывая её наугад, и т. д. Но главное, братья и сестры, – это молиться, потому что молитва преображает нас, преображает нашу жизнь, делает нас другими, соединяет нас с Богом, пробуждает в нас сердце, пробуждает в нас совесть. Вот об этом обо всём давайте подумаем, братья и сестры, сегодня и попросим прощения за все наши многие грехи, за всё то, что мы не сделали хорошее, что могли бы сделать. За всё попросим, дорогие, прощения, и Господь благословит нас. А я, недостойный иерей, властью Его, мне данной, прощаю и разрешаю вас от всех грехов ваших во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Понимая, что сегодня многие не сумели сказать на исповеди священнику то, что было необходимо сказать, я прочитал разрешительную молитву, чтобы все могли причаститься Святых Христовых Таин. Бог благословит вас всех.