1984 г.
фото из
домашнего
архива
Георгий
Чистяков

В память всех святых, в земле российской просиявших

Литургия

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! С праздничным воскресным днём – днём всех святых, в России просиявших, поздравляю вас, дорогие братья и сестры! И, конечно же, не все успели сейчас исповедаться. И поэтому давайте сейчас вместе попросим у всех святых молитвы за нас, чтобы молились они за нас. Да простит нам Господь наши грехи. Попросим прощения за все наши слабости, за наше уныние, а порой за нашу раздражительность, за нашу нетерпеливость. Попросим прощения за то, что мы, так или иначе, но нарушаем все заповеди. Да прости, да благословит, да укрепит нас Господь!

Святые российские, которые прославились за целую тысячу лет христианства на Руси и даже больше, потому что первые святые прославились ещё до крещения Руси: это были варяги Иоанн и Фёдор, которые приняли мученическую смерть от киевских язычников, – первые русские святые мученики. А потом Борис и Глеб, тоже мученики и страстотерпцы. А потом сотни и тысячи преподобных и святителей, и праведников. А потом святые мученики ХХ века, те, кто пострадали в годы революции и при репрессиях, которые мученически приняли смерть за Христа, не отказавшись от Господа и пройдя по пути древних мучеников.

Действительно, ХХ век для России можно уподобить началу IV века для церкви вселенской, когда при Диаклетиане были страшные гоненья и сотнями погибали, тысячами даже, наверное, мученики, одни из которых прославлены, имена других нам остались неизвестны. Господь прославляет Своих святых. Силен Бог во святых, – восклицаем мы с вами, читая псалмы Давидовы. Господь даёт святым и мученикам великую благодать – молиться за нас с вами, отмаливать нас с  вами, отмаливать наши грехи и слабости, отмаливать наше маловерие. И они молятся за нас, а мы обращаем к ним свои грешные молитвы и просим укрепить нас, и просим благословить нас, и просим пребывать вместе с нам.

В таинстве Евхаристии, когда мы с вами совершаем Литургию и причащаемся Святых Христовых Таин, все святые участвуют в этом таинстве. И когда после причащения священник высыпает частицы, вынутые из просфор, частицы, вынутые за всех, за кого мы просим молиться, и за всех прихожан, в Чашу с Кровью Христовой, священник говорит: Господи, омый грехи всех здесь, нами ныне поминаемых Чистою Твоею Кровию, молитвами святых Твоих. Молитвы святых – это великое счастье, великий дар, который нам от Господа. Но не только своими молитвами помогают нам святые. Как сказал апостол Павел: вспоминайте наставников ваших, которые возвестили вам слово Божие, и, взирая на конец их жизни, подражайте вере их. И святые являют нам пример для подражания их вере, пример для подражания их мужеству, пример для подражания их пути к Господу. И этот пример мы ни в коем случае не должны отвергать. То есть мы должны с вами вчитываться в жизнеописания святых, пример которых укрепляет нас, пример которых открывает для нас порою новую жизнь, потому что сколько святых – столько путей. И у каждого из нас оказываются наиболее близкие, родные святые, которые помогают нам на жизненном пути, которые, действительно, укрепляют нас.

Святые, посиявшие на нашей земле за тысячу лет, повторяю, братья и сестры, это были образованные люди и люди самые простые. Это были и старцы, убелённые сединами, это были и женщины, это были и молодые люди, это были и дети. Среди святых найдутся люди всех сословий, всех уровней образования, всех возрастов. Все эти святые составляют какой-то удивительный собор молитвенников, к которым мы обращаемся сегодня. Есть, конечно, среди святых и не прославленные, о подвиге которых мы не знаем. К ним тоже мы обращаемся, не зная их имён, но понимая, что и они молятся за нас Господу.

И давайте, братья и сестры, действительно подражать вере их на пути нашей жизни и учиться в школе у святых укреплять свою веру их примером, их житием и, как сказано у апостола: взирая на кончину их жизни. Вот здесь говорится, что взирая не только на то, как они умерли. Кончина жизни – по-гречески означает жизнь человека вся, от начала до самого конца, от первого до самого последнего часа: взирая на исполнение их жизни, на то, как прошла их жизнь до самой последней минуты. Это, действительно, великая школа, братья и сестры.

Помолимся все вместе. Да простит нам Господь наши грехи, а я, недостойный иерей, властью Его, мне данной, прощаю и разрешаю вас от всех грехов ваших во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

 

С праздничным воскресным днём ещё раз поздравляю, дорогие братья и сестры. Надо сказать, что этот праздник, день всех российских святых, просиявших на нашей земле, был учреждён уже, когда наступила революция, в годы лихолетья, в годы преследования за веру, в годы страшных мучений, которые испытали на себе верующие люди. Когда был юбилейный собор русской православной церкви, то были прославлены почти тысяча человек святых мучеников.

И вот патриарх Тихон решил ввести на этом соборе этот праздник – День всех святых, просиявших в земле российской, понимая, что только молитвы святых теперь могут защитить Русь, защитить верующих, защитить христианство на Руси, чтобы не погибла православная вера. И тогда был учреждён этот праздник. И, конечно, напечатать даже службу всем российским святым в этих условиях было очень трудно: она переписывалась от руки. А первое издание этой службы вышло в Париже, по благословению митрополита Евлогия, там, где скопились русские люди после революции. И вот в церкви на улице Дарю была напечатана книга со службой всем российским святым и издана в Париже. Поэтому это тоже такой знак, трудно постигаемый для нас, что вот в годины страшных бед даже книгу с богослужебными указаниями насчёт этой службы нельзя напечатать, но вводится этот замечательный праздник.

Неделю назад мы праздновали память всех святых и  в эту неделю память всех святых, в земле российской просиявших. Мне кажется, это какой-то важный знак для нас, что надо молиться им и надо подражать их вере, взирая на кончину их.

Бог вас всех благословит!