1984 г.
фото из
домашнего
архива
Георгий
Чистяков

«Вот Мать твоя»

Литургия

 

Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, что Тебя питали, - так восклицает какая-то женщина, неизвестная нам по имени, и вообще не известная нам больше ничем другим.

Блаженно чрево, – восклицает она, обращаясь к Иисусу, – носившее Тебя. И мы вместе с нею вот уже два тысячелетия восклицаем эти слова: Блаженно чрево, носившее Тебя. Мы ублажаем в песнях и молитвах Пречистую Богородицу, потому что она Мать Христова и Матерь наша. Потому что с креста нас всех в лице любимого ученика Господь, Сам Господь, усыновил Богородице, потому что с креста Господь сказал, обращаясь к ученику: вот Мать твоя. И эти слова обращены не только к любимому ученику, они обращены к каждому и каждой из нас: вот Мать твоя. Поэтому уже почти две тысячи лет мы обращаемся в молитвах к Богородице, мы читаем – Богородице, Дево, радуйся, и, радостно взывая к Ней, чувствуем и сознаём, что Она с нами, что Она молится о нас, дорогие сестры и братья.

И этот день, день Её блаженного и бессмутного Успения мы сравниваем с Пасхой, потому что как Христос сделал шаг в Своем Воскресении от жизни временной к жизни вечной и открыл нам ворота вечной жизни, так и Она, Матерь наша, в Своей Смерти, в Своём Успении, когда гроб и умервщление не удерживают Её, как поём мы в одном из успенских гимнов, Она тоже делает этот шаг от тления к нетлению, от жизни временной к жизни вечной и нам открывает в жизнь вечную двери. Не случайно мы называем Богородицу – Дверь Небесная, caeli porta. Дверь Небесная – потому что именно на небесах, именно к вечности, именно к Богу открывает нам двери Пречистая Богородица Своим бессмертным Успением. Прославляя Матерь Христову  и Матерь нашу в этот день, мы, братья и сестры дорогие, благодарим Бога за это усыновление, за то, что нам всем дана она, Пречистая и Пресвятая Богородица. И благодарим Бога за то, что через неё мы все становимся братьями и сёстрами, потому что мы все Её дети, потому что мы все её чада. И в этот день, который называют иногда летней Пасхой, в этот дент на закате лета, когда становится ясно, что временное заменено вечным, тленное нетленным, в этот день мы с особенным благоговением, с особенным трепетом и с особенной радостью прибегаем за помощью и поддержкой к Пречистой Богородице.

Как-то сказала мне одна женщина о том, что она не очень чувствует Богородицу и надо, наверное, ей почитать о Её жизни. А что почитать? А читать нечего, потому что всё, что мы знаем о Пречистой Матери Божьей, всё умещается на какой-то одной страничке текста, маленькой совсем страничке всё, что мы знаем о Её земной жизни. Это очень мало, это отдельные факты. Но зато мы знаеи о Её вечной жизни, о Её молитвенной жизни и молитвенном предстательстве за всех нас. Зато мы знаем о том, как в течение этих двух тысяч лет Богородица сотни раз являлась святым и праведникам, сотни раз являлась взрослым и детям, и юношам для того, чтобы через них, как через Бернадетту или Фатимских пастушков укрепить всех нас для того, чтобы мы все через этих детей и через этих шести юношей из Меджугорья знали, что с нами Богородица, что Она молится за нас, что Она предстательствует за нас и поддерживает каждого и каждую, потому что бывает так, что мы оставлены родными, но никогда нас не оставляет наша Небесная Мать. И когда мы вслушиваемся в то, что говорит нам Богородица,  имею в виду последние Её слова в Новом Завете, они до предела просты: Всё, что Он скажет вам, то делайте, – говорит Она, показывая нам на Своего Возлюбленного Сына, на нашего Господа и Бога – Иисуса Христа. Всё, что Он скажет вам, то делайте, – вот в чём заключается  всё богословие Богородицы: вслушивайтесь в то, что говорит Христос, и не просто вслушивайтесь, но делайте, делайте, делайте то, к чему зовёт вас Господь. Вот весь смысл того обращения, с которым Она, Пречистая наша Матерь обращается к нам. Делайте, делайте всё то, к чему Господь нас призывает.

Когда мы берём в руки Евангелие, то мы не понимаем, что это не только Евангелие Христово, но это Евангелие Богородицы, потому что каждое слово Евангелия прошло через Её сердце, в каждом слове чувствуется Её безмолвное присутствие. И давайте подумаем об этом сегодня и трепетно, и радостно обратимся к Пречистой Матери нашей, чтобы и впредь поддерживала Она нас, поддерживала нас, объединяя в одну семью. Такие разные на свете христиане, у нас разный цвет кожи, у нас разные языки, у нас разные духовные травдиции, но всех нас в России и в других странах мира – в Италии и Литве, в Грузии и Греции, на Филиппинах где-нибудь и в других далёких странах мира, нас всех объединяет наша любовь к Богородице и наша преданность Пречистой Божией Матери и Её любовь к нам Её простираемый над нами омофор, который каждого и каждую закрывает.

Подумаем, братья и сестры, об этом. И да хранит нас всех Господь молитвами Пречистой и Преблагословенной Приснодевы.