1984 г.
фото из
домашнего
архива
Георгий
Чистяков

«Я пришёл разделить»

Литургия (Мф 10: 32-11, 1)

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

В сегодняшнем Евангелии говорит нам Господь: «Я пришёл человека с отцом его и отделить дочь от матери её, и невестку от свекрови своей. И враги человеку домашние его».

Вот мы понимаем прекрасно, что эти слова содержат в себе какой-то парадокс, потому что вся миссия Иисуса – это призыв к любви, вся миссия Его – это призыв к тому, чтобы люди были ближе друг к другу и относились друг к другу бережно и с любовью. И вдруг здесь такие слова: «враги человеку – домашние его» и «Я пришёл отделить сына от отца, дочь от матери» и т. д.

Понятно, что в этом высказывании заключается какой-то парадокс. Но вот какой именно парадокс – это очень важно, это чрезвычайно нужно понять. Вероятно, здесь речь идёт всё-таки о том, что каждый человек должен быть независимой личностью, независимой индивидуальностью, что как семья, так и общество очень часто поглощают личность человека. Человек уже перестаёт быть самим собой, но становится только частью семьи или частью общества. И вот это пришёл разрушить Иисус – вывести человека из этого рабства какого-то коллективного сознания, когда личность тонет в массовом сознании всех сразу. Когда личность человека тонет в семье или в обществе – вот это нарушить и от этого освободить человека стремится Иисус. И в самом деле, так постоянно бывает, когда люди, рассуждая или делая какие-то вещи, абсолютно не оценивают что-то с личной точки зрения.

Вот мне рассказывала не так давно одна наша прихожанка, как в деревне, где она бывает летом, она спросила у местных жителей, за кого они будут голосовать, и они говорят – вот за такого-то. И она им говорит: «Но он же подлец, это все знают!». Они отвечают: «Конечно, подлец, но все за него будут голосовать». (Смех.)

Так вот это типичный пример, что какой там председатель сельсовета или кто он, этот человек, все прекрасно сознают; что он никому на этом посту не нужен, но только потому, что «все будут за него голосовать», решается голосовать каждый. И личное начало в их сознании до предела ослаблено. Вот они чувствуют себя частью какого-то организма, общественного, и совершенно не ощущают себя лично. И то же самое бывает в семье. Иисус, прежде всего, говорит о семье. А на самом деле опыт показывает, что мы не можем любить наших близких, мы не можем любить наших детей и родителей, и наших бабушек и дедушек, и сестёр, и братьев, пока мы себя не противопоставили им, пока мы себя не осознаём индивидуальностью, потому что любовь- это вообще чувство, присущее только индивиду, чувство человека, который оторвался от этой массы, оторвался от этого первобытного коллективного сознания. И поэтому это очень важно, что психологи называют индивидуацией. Это в жизни человека чрезвычайно важный момент. Потому что, когда мы погружены в семью просто, как в какую-то массу, то мы как-то в ней живём, мы всё, что положено, делаем, всё, что нас просят, всё, что нам положено, но мы при этом ничего не ощущаем. Так вот часто бывает в семьях, когда все живут, ездят вспахивать свой земельный участок, работают на огороде. Все в семье существуют как какой-то организм, но при этом никто ничего друг к другу не испытывает. Иногда только раздражение и усталость. Вот именно потому, что человек не сумел вот так вот отделиться, как говорит Иисус: «Я пришёл разделить». И вот когда человек не сумел отделиться от своих близких или отделиться от общества, он, действительно, прежде всего лишён любви, он прежде всего не может испытывать любви к тем людям, которые его окружают. Так же, как муравьи, понятно, что они работают, как один организм, но испытывать любовь друг к другу они или пчёлы не могут. Потому что они не отделены друг от друга, потому что они не пережили этот процесс рождения личности, рождения индивидуальности, рождения самого себя. Более того, опыт показывает, что такой человек, который не пережил этот процесс рождения личности, он и в Бога поверить не может, потому что коллективными могут быть какие-то самые общие коллективные представления о каких-то ритуалах, о каких-то общих обычаях, как на острове Пасхи описывает Бен Даниэль, Тур Хейердал в своих путешествиях. А личную связь с Богом, то, что главное в христианстве, то, что составляет сердцевину нашей веры – наше личное общение с Иисусом и через Него с Богом, это то, что мы никогда не переживаем, если не произойдёт в нас мучительный порою, трудный процесс отрывания от той среды, в которой мы находимся.

Поэтому давайте подумаем об этом, братья и сестры, и будем стремиться к тому, чтобы никогда не терять свою индивидуальность, никогда не превращаться в безликую часть массы, потому что с этим связана, прежде всего, потеря Бога.

Бог вас всех благословит и укрепит.