1984 г.
фото из
домашнего
архива
Георгий
Чистяков

«Я с вами и с вами Бог»

(Литургия, Лк 6: 17–28)

 

С праздничным днем поздравляю вас, братья и сестры! Да хранит, да благословит, да укрепит вас Господь!

Блаженны нищие, яко ваше есть Царство Небесное, – говорит в сегодняшнем Евангелии наш Господь. – Блаженны вы, плачущие, потому что вы утешитесь. Блаженны вы, страдающие, блаженны вы, кого гонят, потому что Я с вами и с вами Бог.

На самом деле вот так говорит Христос в сегодняшнем Евангелии. Тогда, конечно же, возникает вопрос: а если в нашей жизни все благополучно, а если в нашей жизни все хорошо, то, быть может, тогда мы уже не Христовы ученики? Быть может, тогда мы уже никогда не будем с Господом рядом? Возникает этот вопрос, и, конечно, на него очень не просто ответить, потому что Господь прямо говорит о Своей близости к тем, кому плохо. Часто тогда же говорят: что же, мол, такое   –  христианство? Воспевает нищих, бедных, больных, убогих, слепых и вообще всех тех, кто составляет для общества какой-то балласт, а не является его активной частью. Это и так и не так, потому что, с одной стороны, жалеет нас всех Господь, а с другой стороны, Он ждет тех, кто будет трудиться вместе с Ним, кто будет вместе с Ним помогать этим людям, о блаженстве которых идет речь в этих словах Иисусовых. А кто будет Мне помогать? А кто будет идти по Моей дороге? И кто возьмет на себя груз этих бед, этих несчастий, этих горестей тех людей, которым плохо сегодня. И поэтому призываются к Богу тем самым на самом деле – прямо об этом говорит Евангелие, прямо об этом говорит Иисус, абсолютно не скрывая – призываются и те, и другие. Но, конечно же, богатому человеку, благополучному человеку, успевающему человеку, ему приходится гораздо труднее, потому что он свой успех и свое богатство может истратить не только на Бога, а может истратить на что-то совершенно противоположное. Поэтому ему сложнее, чем людям бедным, чем людям страдающим. Но, вместе с тем, именно такие успешные люди призваны к тому, чтобы созидать церкви. Посмотрите, как в прежние времена купечество жертвовало на больницы, на храмы, строило больницы. Просто-напросто именами меценатов, именами этих богатых людей и назывались эти больницы – Морозовская или Солдатенковская и т. д. Имена всех этих богатых людей были на слуху. Потому что они именно созидали общество, поддерживали людей тысячами и тысячами. Оказывается, именно в церкви находится место для всех. И для тех, кому плохо, и для тех, кто спешит на помощь тому, кому плохо сегодня. Ведь если нам сегодня хорошо, если мы сегодня успеваем, это ведь не означает того, что хорошо будет всегда. Это значит только, что в какой-то момент непременно возникнут трудности, непременно возникнут проблемы со здоровьем, непременно возникнут проблемы с бизнесом, непременно возникнут еще какие-то проблемы. И тогда, быть может, молитва самого простого, самого несчастного и бедного человека тебя поддержит, тебя спасет и вернет тебе силы жить.

Вот вы знаете, как считается, что мы в детской больнице приходим к детям, чтобы им помочь. Но сколько раз происходило совсем наоборот. Человек уставший, разбитый, человек, у которого все не в порядке, вовне и внутри, приходит, повинуясь чувству долга, приходит в больницу к совершенно больному ребенку, которому, быть может, осталось жить две или три недели, и этот человек маленький, этот больной ребенок воскрешает пришедшего к нему человека, дает ему новые силы. И совершенно тогда становится неясно, кто кому помогает – успешный неуспешному или наоборот. И вот в этом и заключается, наверное, главная тайна церкви, что в церкви никогда не знаешь, кто успешен, а кто нет, потому что в церкви всегда непонятно, кто кому помогает. Иногда самый маленький, самый беспомощный, самый бедный и несчастный окажется тем, кто помогает десяткам, а то и сотням людей. И тому примеров и в истории прошлого, и в истории настоящего дня очень много.

Вот об этом мне хотелось сказать, дорогие братья и сестры. Бог вас всех благословит!